Начало работы деятельности Международного института аутизма было положено в 2010 году сформированным заказом общества – увеличение количества детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточность социально-педагогических технологий и условий для обучения и социализации детей и взрослых с РАС. Проблема аутизма актуальна не только в России, но и во всем мире. Многие страны имеют свой положительный опыт в обучении и социализации детей с РАС.
Миссия Международного института аутизма: консолидация ведущих гуманитарных исследований и информационно-технологических ресурсов по проблемам расстройств; создание ведущей структуры, определяющей стратегию развития направлений социальной адаптации и интеграции детей и взрослых с РАС.
Одной из основных задач института является: реализация стратегии организации объединения ведущих международных и отечественных академических и социальных гуманитарных и психофизиологических исследований и информационно-технологических ресурсов по вопросам РАС.
Международный институт аутизма является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» и реализует следующие функции:
1. Исследовательская – содействие в организации прикладных и фундаментальных отечественных и зарубежных научных исследований в области аутизма.
2. Координационная – создание ведущей мировой информационно-исследовательской базы в области аутизма; организация деятельности отечественных и зарубежных академических структур для анализа результатов гуманитарных и психофизиологических исследований и достижений в области аутизма; разработка стратегии исследований по изучению аутизма и технологий обучения, воспитания и социализации детей и взрослых с аутизмом.
3. Информационно-издательская – осуществление переводов научных работ ведущих специалистов мира в области аутизма. Издание и распространение тематических монографий, методический и учебных пособий, статей и др.
4. Образовательно-просветительская – подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области специальной педагогики, психологии и психофизиологии аутистических расстройств на соответствующих факультетах, отделениях, кафедрах и в научных подразделениях университета; организация и оказание комплексной психологической, медицинской и педагогической консультативно-диагностической помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра.
Для реализации поставленных задач институт приглашает ведущих отечественных и зарубежных специалистов, научные школы. Россия имеет богатый научно-практический опыт по работе с детьми с РАС, который эффективно используется в жизни.
Международный институт аутизма активно сотрудничает с отечественными и зарубежными учреждениями, организациями, осуществляющими практическую деятельность с детьми, имеющими РАС. Эти учреждения являются базовыми площадками для реализации образовательных программ института.
Деятельность Международного института аутизма имеет научно обоснованную и практико-ориентированную направленность и большие созидательные планы.
Учитывая значимость проблемы аутизма, деятельность Института предусматривается в двух основных направлениях: академическое и социальное.
Академическое направление предполагает:
1. Создание новых образовательных профилей по подготовке специалистов для работы с детьми и взрослыми, имеющими РАС.
2. Разработка новых образовательных программ по подготовке специалистов в области аутизма (программы бакалавриата, магистратуры, постдипломного образования).
3. Разработка и апробация инновационных образовательных и социальных технологий для работы с детьми и взрослыми с РАС.
4. Создание института тьюторства для детей и взрослых с РАС.
5. Развитие программ по международному академическому обмену между студентами и специалистами в области РАС.
Социальное направление:
1. Разработка и апробация социальных технологий по работе с детьми и взрослыми, имеющими РАС.
2. Формирование международного движения волонтеров для сопровождения детей и взрослых, имеющих РАС.
3. Формирование у подрастающего поколения толерантного отношения к таким детям, готовности оказать им помощь.
Красноярск является географическим центром России, с его уникальной природой, историей, с мощными экономическими, технологическими и образовательными ресурсами. Потенциал и ресурсы Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева позволяют обеспечивать эффективные исследования прикладных и фундаментальных отечественных и зарубежных научных исследований в области аутизма; реализовывать и осуществлять эффективный образовательный процесс при подготовке специалистов в области образования и социализации детей и взрослых с аутизмом; создавать эффективные технологии тьюторского сопровождения и инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра.